18.05.2020
Как назначать цену за свою работу
Средневековая ярмарка. 1450 год. Источник
Копирайтеры спорят: брать оплату за знаки, за часы или постатейно? У каждого лагеря есть сильные и слабые аргументы, но фундаментально ошибаются все. Брать оплату, отталкиваясь от какой-то условной единицы — значит вредить себе и заказчику. Объясню.

Любой проект — это сложный процесс с высокой степенью неопределённости. Никогда не знаешь, сколько времени и сил отнимет задача: иногда всё проходит гладко, иногда с мелкими шероховатостями, а бывает — проект летит к чертям собачьим. Причём это не зависит от его объема или размера оплаты.
Крупный украинский ресторатор Алекс Купер в молодости владел веб-студией. Вершиной его успеха стал контракт на 50 тысяч долларов с одной почтовой компанией — им нужно было всего 12 макетов.

Алекс с командой долго отмечали успешный контракт, но потом они поняли, в чём был подвох. В компании было 12 отделов (маркетинг, пиар, коммуникации и так далее), и макеты нужно было согласовывать с каждым из них. Проект затянулся на полгода, а после Алекс закрыл веб-студию и уехал лечить нервы в Индию.
Не существует универсальной формулы, по которой можно было бы рассчитать «объективную» стоимость работы копирайтера. Но есть факторы, учитывая которые вы называете заказчику цену и не жалеете о ней впоследствии.

Об этих факторах чуть позже, ну, а пока — о том, почему оплата за знаки, часы и постатейно сильно ограничивает доход копирайтера.
Добровольные рамки
Когда называешь стоимость работы, исходя из каких-то условных единиц (знаки, часы, статьи), сразу попадаешь от них в зависимость.
Больше знаков → больше денег

Дольше работаешь → больше денег

Больше статей → больше денег
Фокус невольно смещается в сторону этих условных единиц. Теряется то, что действительно ценно.

Качество работы отходит на второй план. Не получится делать проект с самоотдачей и максимальными усилиями, ведь доход зависит только от количества знаков или статей.

Перестаёшь думать об удовольствии от проекта. Как согласиться на интересную работу оплатой X, если предлагают скучную и нервную работу с оплатой 5X? Зачем бесплатно публиковаться в крутом журнале, если и за сео-статьи неплохо платят?

Ну и самое главное. Уровень дохода напрямую зависит от времени работы. Чтобы больше получать, приходиться красть у себя вечера, вставать раньше обычного и отказываться от выходных. Заработок связан с физическими возможностями, и это его ограничивает.
Автор пишет статьи в известный журнал по 10 тысяч за штуку. В месяц ему удаётся сдавать по четыре статьи, это приносит ему 40 тысяч. В свободное время ему платят за посты в Инстаграм, по тысяче за каждый. Он делает 10 таких постов в месяц. Итого выходит 50 тысяч в месяц.

Чтобы заработать ещё 10 тысяч, он отменяет выходные и встаёт на два часа раньше обычного. Что будет с его здоровьем через полгода такого режима — всем понятно.
Не стоит создавать себе добровольные рамки в виде часов, знаков или статей. Копирайтинг — это не работа на конвейере. Чтобы развиваться в профессии и периодически выходить на новый уровень дохода, нужен совсем другой подход.
Три фактора
На финальную стоимость проекта влияют десятки факторов: от падения курса доллара до семейной ссоры у клиента. В реальной работе для меня важны только три вещи: контекст, клиент и задача. Расскажу подробнее о каждой.
Контекст
Контекст — это жизненные обстоятельства, которые влияют на принятие решения. Контекст всегда разный, потому что обстоятельства меняются. Кажется, что можно вывести удобную для себя цену, спокойно работать с ней год-полтора, а потом повысить её и работать дальше. В жизни всё по-другому.
Это отрывок из восьмого письма рассылки Занудного редактора. В ней я собрал опыт и знания, которые наработал за 6 лет в своих и клиентских проектах. Обязательна для копирайтеров, редакторов, журналистов и сммщиков, которые хотят быть востребованными и много зарабатывать.

Подробнее о рассылке
Поделиться в соцсетях